суббота, 11 января 2020 г.

2. Знакомимся с биографией Веры Чаплиной


Вера Васильевна Чаплина (24 апреля 1908  19 декабря 1994) — детская писательница-анималист, жизнь и творчество которой непосредственно связаны с Московским зоопарком.

 Животные всегда были в ее жизни.




Она вспоминала: «Мама никогда не возражала против моих четвероногих и крылатых поселенцев, и я этим широко пользовалась… В моем маленьком уголке для игрушек находили себе приют самые разнообразные малыши. В кукольной кроватке пищали выпавшие из гнезда птенцы, а в больших и маленьких ящичках копошились притащенные кем-то мышата, ежата, котята… За всеми своими питомцами я тщательно ухаживала: кормила их, выносила на прогулки… Скоро они становились взрослыми, но долго у меня не задерживались. Птиц я выпускала на свободу, мыши разбегались сами, а остальных разбирали знакомые. Но мой уголок пустовал недолго, проходило немного времени, и он опять пополнялся новыми питомцами…».



Ее детство пришлось на тяжелые революционные годы. Голод, скитания, детский дом - в детстве пришлось девочке пережить немало горя. Но животные были у нее и в детском доме, которых приходилось не только чем-то кормить, но и защищать. Яростно вступала маленькая худенькая девочка на их защиту, дралась отчаянно, и с ней предпочитали не связываться.

Именно любовь к животным помогла ей не озлобиться, остаться человеком, не стать жестокой в то тяжелое время.


В 15 лет Вера стала часто приходить в Московский зоопарк
 «…Целые дни пропадала я там, часами простаивала у клеток. Особенно мне нравились волки. Одного из них я даже пыталась приручить и поражалась, как это у меня ловко получается. Потом уже узнала, что выбранный мною зверь был давно ручным. И вот когда я в очередной раз «приручала своего волка», ко мне подошел незнакомый человек.
 – Любишь животных? – спросил он.
Я смущенно кивнула.
- А хочешь изучать их? Приходи к нам, – и он дал мне записку в кружок юных биологов зоопарка…».
Это был профессор Петр Александрович Мантейфель, руководитель только что организованного кружка Клуб юных биологов зоопарка (КЮБЗ). Юннаты звали его "Дядя Петя" и многим трудным подросткам он практически спас жизнь, дав ей цель и направление.

П.А. Мантейфель



«Мне кажется, что жизнь началась с того дня, как я поступила в зоопарк…» – так вспоминала об этом повороте своей судьбы писательница Вера Чаплина.



В то время Московский зоопарк восстанавливался после разрухи. Изменялось и отношение к его обитателям. «На содержащихся в вольерах животных стали смотреть как на объекты научного исследования, а не как на диковинные создания для развлечения публики, – писала одна из учениц Мантейфеля, доктор биологических наук Т. П. Евгеньева. – Ребята чувствовали себя ответственными за все, что происходит вокруг. Дядя Петя привлекал кюбзовцев в науку именно тем, что ничего специально детского никогда не затевал – дело было всегда настоящее, взрослое. Кюбзовцы стали в зоопарке ощутимой силой – они привозили из выездов на природу корма, помогали служителям чистить клетки, кормили животных, тщательно убирали территорию… Живое практическое дело и теоретическая учеба шли параллельно»



 Занимаясь в КЮБЗе, Вера Чаплина получила возможность гораздо ближе узнать обитателей зоопарка, которых раньше видела лишь издали. Особенно ее привлекали те звери, что неохотно шли на контакт, имели строптивый нрав и поэтому не вызывали расположения большинства юннатов. В каждом из них от природы наблюдательная девушка умела распознать не только едва заметные оттенки настроения, но и какие-то индивидуальные черты характера, которые помогали ей понять логику поведения будущего четвероногого друга, найти с ним может быть и не скорый, но зато прочный контакт. Что влекло будущую писательницу к зверям со сложным, необычным характером? Возможно, осознание их индивидуальности. Но скорее всего, она просто понимала, что именно из этих, «трудных», и выйдет настоящий толк. Больше всего Вера Чаплина ценила способность зверя стать другом. За всю жизнь у нее было немало таких друзей. Одним из первых и самых любимых стал волк Арго. «Я убирала клетку, часами говорила с Арго, но прошло очень много дней, прежде чем он боязливо принял из моих рук первый кусочек мяса».
Вера Чаплина и волк Арго. Московский зоопарк. 1927 г



С середины 1920-х годов Московский зоопарк стал активно развиваться: построили Новую территорию, постоянно пополняли коллекцию редких животных. Научная и просветительская работа стала главным делом сотрудников. В то время еще не хватало знающих зоологию экскурсоводов, и П. А. Мантейфель предложил допустить к проведению экскурсий по зоопарку наиболее подготовленных кюбзовцев.



Вот что вспоминала об этом профессор Елена Дмитриевна Ильина (а в те годы просто Лёля, подруга Веры Чаплиной): «Чтобы получить разрешение на эту работу, надо было сдать строгий экзамен. Мы изучали всех представленных в зоопарке животных – их биологию, особенности…Нередко ведешь экскурсию и вдруг среди экскурсантов замечаешь дядю Петю, который, представляясь посторонним, начинает задавать «ехидные» вопросы. Если экскурсовод сбивался, нервничал, дядя Петя уходил, но потом, иногда очень длительное время он беззлобно подтрунивал над неудачным выражением, допущенной ошибкой. Все это мобилизовывало, заставляло работать над собой. И не случайно кюбзовцы считались одними из лучших экскурсоводов» («Юный натуралист», №3 1982 г.)



 В 1925-27 годах этой работой занималась и юннатка Чаплина. Она уже могла многое рассказать о жизни обитателей зоопарка, различала «лица» и знала характеры большинства из них. Но одно дело обсуждать проблемы зверей со своими товарищами, которые всё понимают с полуслова. Здесь же, на экскурсиях ее слушали незнакомые и совершенно разные люди: учащиеся, рабочие, красноармейцы. Среди них были взрослые и дети, знатоки животных и те, кто видел редких зверей и птиц впервые. Как доходчиво и интересно рассказать им о питомцах зоопарка?

Вряд ли Вера Чаплина предполагала тогда, что попытки ответить на этот вопрос приведут ее в литературу. Юннатка Чаплина просто пыталась увлечь экскурсантов чудесным миром зоопарка и показать, что бесконечно разнообразны и интересны не только его экзотические питомцы, но и те звери и птицы, что живут рядом – в обычных лесах и полях, в городских дворах и квартирах. Записывать свои наблюдения за животными она начала еще в кюбзовские годы. С детства присматриваясь к поведению зверей и птиц, Вера сталкивалась с неожиданными примерами их сообразительности, и умела об этом рассказывать.

Вера Чаплина с питомцем - доберманом Реди. 1925-26 гг..
Вера с тигренком Пацаном. Московский зоопарк 1930 г.
Вера Чаплина



В 1929 году в жизни Веры произошло важное событие - у нее родился сын Толя. После рождения сына работа в зоопарке стала настоящей, серьезной - ее взяли служителем зоопарка.



 В 1930 году ей поручили работу с молодняком. Это еще не та, совместная площадка молодняка, которую она организует при поддержке Мантейфеля в 1933 году. Но уже тогда, наблюдая за удивительной схожестью поведения детенышей совершенно разных зверей, ее увлекла идея провести эксперимент ― поселить детенышей всех вместе и приучить их друг к другу. То есть - создать общий «детский сад» для маленьких питомцев зоопарка. Работа с молодняком была ответственной и очень интересной.

Московский зоопарк. На площадке молодняка



В 25 лет Вера становится одним из новаторов Московского зоопарка, инициатором и руководителем созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

На площадке молодняка. Вера с тигренком Сироткой и бурым медвежонком

На площадке молодняка. Середина 1930-х гг..



 Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и (редкий случай!) сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключил с ней договор на книгу о площадке молодняка.



 Но особенно важной удачей для Веры стало знакомство с профессиональным писателем Всеволодом Лебедевым, которого, как и П. А. Мантейфеля она впоследствии называла своим учителем.



  Литературное творчество, так же как и работа со зверями, оказалось для Веры Чаплиной не просто увлечением, а настоящим, серьезным делом. Оно так же не терпело к себе поверхностного отношения, требовало желания, настойчивости и чутья. Жизнь ее была насыщенной и полной.

Но все поломала война. Чаплину направили в Свердловский зоопарк - туда вывозили часть животных из Москвы. В хаосе массовой эвакуации она пережила ужас потери детей, и лишь самообладание и счастливый случай помогли ей найти их где-то под Пермью.

Тяжело тогда приходилось всем. Но особенно трудно было сохранить жизнь животным. «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, - рассказывала годы спустя писательница. – Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и... зверями» (из интервью газете «Вечерний Свердловск» в 1991 году).

С 1946 года, после войны, Вера Чаплина уходит из зоопарка, где проработала больше 30 лет и полностью отдает себя литературному творчеству.

"Четвероногие друзья", "Питомцы зоопарка", "Мои воспитанники" - только в СССР ее книги издавались больше 100 раз. Они были переведены на 25 иностранных языков!






 В послевоенные годы в творчестве Чаплиной появилась и другая тема. Животные зоопарка ― существа экзотические, уже сама встреча с ними для многих ― событие... И посыпались письма от юных читателей: пришлите мне львенка, тигренка или хотя бы медвежонка. Вера Васильевна в таких случаях спрашивала: а вы уже вырастили сами кого-нибудь? Вы кормите зимой птиц во дворе, помогаете бездомным собакам и кошкам? И знаете ли вы хоть что-то о тех, кто живет в ближайшем лесу, в поле, у речки?.. Другом может стать самый обычный четвероногий или крылатый питомец – это она с детства узнала сама и сейчас открывала своим читателям.



 Единомышленником и литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал известный писатель-натуралист Георгий Скребицкий. Интересно, что в своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь».

Г. Скребицкий



Знаменитые питомцы Московского зоопарка и звери, которых Чаплина воспитала сама, случайно встреченные четвероногие друзья – все они предстают перед нами на страницах ее книг.








И может, не столь заметен, но очень значим в каждом рассказе и сам человек. От его доброты и ответственности подчас полностью зависят судьбы зверей. Но звери не остаются в долгу – забота о них как-то легко помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее. Именно об этом - замечательные произведения Веры Васильевны Чаплиной.



Комментариев нет: