суббота, 3 ноября 2018 г.

Как подготовиться к научно - практической конференции.

         
              В марте в гимназии проходит научно - практическая конференция "Мое первое исследование". На конференцию предоставляются лучшие исследовательские работы. Значить в феврале стартует научно- практическая конференция в классе.
              Уже надо определяться с темой. В начале второй четверти я выдам, вам- родители, листочек с тремя вопросами. Ответы на вопросы смогут помочь вам определиться с темой работы. 
А пока подумайте над этими вопросами:
1. Любимое занятие/увлечение вашего ребенка.
2. Какие идеи вы можете предложить для исследования  вашему ребенку?
3. Хотите ли вы поучаствовать вместе с вашим ребенком в исследовании в этом году?

Второй класс является тренировочный, а с третьего класса ребята должны в течение года обязательно поработать над своим проектом и защитить его. 1 проект в год! Над своим проектом можно работать и во время летних каникул, и весной. А результат работы показать на следующей ШНПК (школьная научно - практическая конференция).
               А вот как действовать дальше, как правильно подойти к подготовке и написанию работы, к выступлению мы еще не обсуждали. Я хочу предложить своим второклассникам небольшие рекомендации, ведь для них это будет впервые. Чтобы работа имела шанс на победу на школьном и городском уровне, была интересна слушателям и особенно жюри, надо обратить внимание на такие моменты.


Тема должна быть близка и интересна ребёнку.
                Если тема навязана родителями без учёта интересов ребёнка, то такая работа не будет звучать в устах ребёнка, как бы хорошо родители не приготовили печатный вариант работы. Обычно такие выступления сопровождаются неуверенностью, отсутствием живости и яркости речи, ошибками, да и на вопросы жюри, особенно каверзные на уровне города, ребёнок не сможет ответить достойно. Да-да, жюри за многие годы насмотрелись и наслушались многого, стали привередливыми и очень разборчивыми. Кроме того тема работы должна быть в принципе близка детскому периоду жизни. Вряд ли ребёнку интересны вопросы династий царских семей, политические закулисные игры и т.п.  Я не отрицаю, что есть уникальные дети, которых не очень увлекают классические детские темы, но всё же будьте осторожны с таким оригинальным выбором, это может выглядеть и звучать надуманно, искусственно.

Тема должна быть актуальна, современна.
             Очень выигрышно смотрятся выступления на современные темы, о том, что на устах, о том, что является свежим. Или, как вариант, наоборот, тема забытая или классический какой-то вопрос на новый лад, поданный в современном ракурсе.
             Работы на избитые природоведческие темы уже не идут, не побеждают. Хотя, скажу я вам, имеют право на существование, если вашей целью не является выступление на школьном и городском уровне. А зачем тогда, спросите вы? А затем, чтобы робкий ребёнок мог сделать с родителями интересную работу, мог сделать первые шаги в публичных выступлениях, попробовал этот вид работы на вкус и выступил на уровне класса. Уж перед одноклассниками выступают точно все, кто пожелает.

                                                           Тема должна быть живой.
                 Будет здорово, если тема не просто родиться для ШНПК, а жила до или после конференции и это должно быть отражено в работе. Например, "Маленькая батарейка - большой вред" "Мой первый экологический опыт: откуда берётся мусор и как с ним бороться?". Эти две темы попали на конкурс по причине актуальности темы экологии в последнее время, по причине их прикладного подхода и близости к жизни детей, их непосредственному участию и погружению в тему, т.е. темы живые, не надуманные (акция по сбору батареек уже жила до ШНПК и живёт уже не первый год). Работа "Сто и один хвостик" про волонтёрскую помощь семьи, оказываемую приюту животных, не стала победителем, но этот факт попала в сборник Летопись добрых дел Всероссийской акции "Протяни руку помощи".  Хотя, такие вещи делают не задумываясь о победе, а ради добра.

Немного хитрости при выборе темы.
       Да, без практичного подхода тоже трудно бывает победить. Это я о том, что если вы всё-таки настроены серьёзно, то советую вам не брать темы по естествознанию, т.к. это самая многочисленная по участникам секция. Или вам придётся поломать голову над оригинальностью подхода к освещению темы. Сами понимаете, чем больше участников, тем меньше шансов, да и жюри уже всего насмотрелось и удивить их будет трудно. На городском конкурсе для начальных классов предлагаются такие секции:
- русский язык
- информатика
- математика
- литература
- искусство и культура
- декоративно - прикладное искусство
- краеведение
- история
- экология
- валеология
- экономика
- техническое творчество
- робототехника
Работа должна быть авторской.
     Сейчас изобрести что - то новое и оригинальное уже трудно, но это не дает право выдавать чужую работу как свою. Никто не запретит вам набраться идей в интернете, но переделать их на свой лад, пропустить ее через себя, добавить своего, особенно если это связано с климатическими особенностями своего региона вы обязаны. Тем более все работы которые идут на конкурс проверяются через антиплагиат, например ЗДЕСЬУважайте чужой труд! Я думаю, что вы и сами прекрасно справитесь с работой!

Практическая работа, а не доклад.

       Ещё один большой минус некоторых работ, которые присылают родители на проверку, то что работы носят информационный, не практический характер, т.е я узнал в различных источниках и сообщаю вам. Да-да, прежде чем идти на конференцию, нужно прислать учителю работу на проверку, на редактирование, работу надо обсудить и проработать. Только работу надо присылать  заранее (задолго до начало конференции), так как на проверку всех желающих ещё надо умудриться найти время, всё прочитать, обдумать и внести коррективы, а это за неделю до конференции не сделаешь.
        Практичность работы должна быть отражена в работе через наблюдения и фиксацию результатов, опыты, эксперименты, живые процессы, акции, организацию какого-то действия (опросы, анкетирование, сбор, волонтёрство и т.п). Ребёнок должен быть активным участником этого процесса, а не наблюдателем, что хорошо бы подтвердить фотографиями, видео. Результат должен быть живым, он может быть представлен в виде памяток, буклетов, поделок, атласов, сборников, костюмов, видеороликов и т.д и т.п, каких-то объектов, которыми можно пользоваться, применять в жизни. Но в жизни можно применять и просто знания, поэтому результат может быть не вещественным, а просто жизненным опытом, которым могут воспользоваться слушатели конференции и сам выступающий ребёнок.
Выступление и презентация работы.
     Не будем изобретать велосипед. По поводу оформления презентации уже написано и сказано много, поэтому просто дам ссылку на один материал, который достаточно подробно напоминает правила работы при оформлении презентации.
    По поводу самой защиты, как выступления ребёнка, хочу от себя добавить. Не относитесь слишком серьёзно к оценке жюри. В любом случае это субъективная оценка, но всё же это взгляд со стороны. Согласитесь, что большинство родителей смотрят на своего ребёнка по-другому. Конечно, для папы с мамой он самый-самый ... и его выступление замечательное, даже если это не совсем так. Но со стороны и не предвзято выглядит всё иначе. Постарайтесь при подготовке объективно оценить возможности: дикция, ритм и темп речи, внешний вид, самообладание, живость подачи, харизма. Всё это важно и имеет значение. Хороший материал я нашла в интернете с рекомендациями к живому выступлению.
(К сожалению, источника не знаю, но в памятке указано, что она составлена на основе учебного модуля №5 мастер-класса "Проектная деятельность для начинающих и не только"  (рук. Кугут И.А., Меркушева Н.Ю.)

                                 Памятка для подготовки публичного выступления.
  1.Общие рекомендации.
         Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров. 
  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего. 
  • Употребляйте только понятные вам термины. 
  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста. 
  • Подумайте и составьте возможные вопросы.
2.Техника подготовки.
  • Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
  • Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку
  • Заранее продумайте детали своего рабочего места. 
  • Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал. 
  • Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками. 
                                                     3. Рекомендации выступающему.

  • Начните свое выступление с приветствия. 
  • Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы. Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно). 
  • Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя  за помощь. 
  • Старайтесь ответить на все вопросы. 

                                                         4. Вопросы оппонентов.
  • Помните о возможности попросить о повторении вопроса. 
  • Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы. 
  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко. 
  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос "Не знаю" или "Это находилось вне поля нашего исследования"
  • Ответ на вопрос удобно начинать так: "Как было сказано в докладе..."
  •  После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
  •  Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.
                                   5.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.           Согласитесь, когда что-то делаешь в первый раз, лучше всего видеть образец.Так лучше представляешь результат, так размытая картина неведомого процесса подготовки проекта обретает более конкретные и чёткие очертания.  Поэтому предлагаю вам посмотреть "Положение о городском конкурсе исследовательских работ  "Моё первое исследование" для обучающихся 1-4 классов".  Чтобы не переделывать работу два раза, в том случае, если работа будет рекомендована для защиты на город, то лучше сразу делать её в соответствии с этими критериями. Только, уважаемые родители, отнеситесь к оформлению серьёзно, внимательно читайте требования, чтобы не тратить время на переделку.
Изображения для оформления публикации взяты из сети Интернет

Предлагаю  исследовательские работы учащихся начальной школы взятых из сети интернет.
Исследовательские работы
Исследовательские работы
Исследовательские работы

Комментариев нет: